Чтобы заставить дизельный двигатель работать эффективно и получить высокую эффективность, дизель он должен иметь характеристики, отличные от бензина. Стоит отметить, что, помимо подачи энергии в двигатель, дизельное топливо смазывает фрикционные части топливного аппарата. Очень важной особенностью этого топлива является устойчивость к самовоспламенению, то есть слишком раннее появление пламени, что связано с высокой температурой и высоким давлением, преобладающими в цилиндре дизельного двигателя. Это сопротивление характеризуется цетановым числом.
Цетановое число топлив для дизельных двигателей должно быть в диапазоне от 40 до 60. Предполагается, что очень выгодно, если топливо имеет цетановое число, близкое к 50. Топливо с низким цетановым числом в области 40 вызывает интенсивную работу двигателя, мощность двигателя уменьшается. и в выхлопе увеличивается количество несгоревших углеводородов. Газойли, характеризующиеся цетановым числом, близким к 60, вызывают ухудшение качества сгорания и увеличение расхода топлива. Дизельные масла с польских нефтеперерабатывающих заводов имеют гарантированное цетановое число, превышающее 46.
Иногда используемое для привода двигателей сельскохозяйственных тракторов, топливо имеет цетановое число около 20. Этот показатель полностью исключает его как моторное топливо. Помимо слишком малого цетанового числа, мазут тяжелее дизельного топлива, он содержит ряд смолистых веществ, смол и озер, продукты сгорания которых со временем способны запечатать двигатель и засорить выхлопная система ,
Основным сырьем для производства дизеля является сырая нефть , Сырая нефть, извлеченная из шахт, представляет собой смесь соединений углерода и водорода, содержащих от 14 до 20 атомов углерода в молекуле, и других соединений, включая серу, которую трудно удалить, в зависимости от того, какие месторождения полезных ископаемых извлечены. Наибольшее количество сырой нефти для нефтехимической переработки на польских НПЗ поступает из российских поставок. Это продукт с высоким содержанием серы с добавлением различных других ингредиентов, но наш нефтеперерабатывающий завод оснащен соответствующими установками и технологиями, которые позволяют этому сырью получать полноценное топливо для дизельных двигателей.
Дизельный двигатель всасывает атмосферный воздух, который затем сжимается. Воздух, уменьшая его объем, интенсивно нагревается и впрыскивается в него распыленным топливом, которое при таких благоприятных условиях самовоспламеняется и впоследствии сгорает. Этот процесс происходит автоматически без дополнительной искры, поэтому дизельный двигатель называется двигателем с самовоспламенением.